Флок - по способу изготовления относится к нетканным тканям. Изготовление флока - это аппликация мелких частиц натурального или синтетического волокна, обычно в простом рисунке, на липкую матерчатую основу.


Флок является самым потребляемым в России материалом при производстве мебели из-за своей неприхотливости в эксплуатации, длительного срока службы и невысокой цены.

 

Этот процесс уходит корнями в глубокую древность, упоминания о нем относятся еще к первому тысячелетию до н.э. В те далекие времена в Китае использовали смоляной клей для связи натурального волокна и ткани.

В 12 веке монахи Нюрнбергского монастыря пользовались аналогичной технологией, что и древние китайцы. В качестве клея через деревянные шаблоны наносили лак. Природные волокна, растолчённые в ступе, служили прототипом флока.

Такой «флокированный» материал использовали для декорирования стен. Приближалась эра промышленных переворотов.

На сотни лет искусство флокирования было предано забвению. Только в 19 веке во Франции люди снова вспомнили про флок. Даже сегодня многие замки на Луаре могу похвастаться королевским «эксклюзивом».

Американские, а позднее и европейские инженеры вплотную занялись развитием флок- технологии в первой половине 20-ого столетия. Модернизация оборудования, клеевых систем открытия новых материалов для флокирования обеспечили возможность перехода к серийному производству. В наши дни искусство флокирования соединяет в себе установление взаимосвязи принципов физики и химии с современными технологиями. Сегодня при создании флока используют мелкий нейлоновый ворс. Заранее сотканная основа движется по станку, при этом на нее тонким слоем наносится клеевой состав.

Из расположенного над станком бункера поступает флок, который прошел химическую обработку и просушку. Готовые частицы ворса просто равномерно высыпают на основу. При этом над самой основой создают постоянное электрическое поле. Наэлектризованные частички ворса падают в этом поле на клеевую основу строго вертикально, чем достигается ровность ворсового покрытия, и что потом создает ощущение мягкости при прикосновении к флоку.

Многие самоклеющиеся основы, которые используются сейчас, очень стойкие к растворителям и поэтому благоприятны к химической стирке. Они прекрасно стираемы и во многих случаях содержат противовоспламеняющиеся вещества.

 

ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ПРОИЗВОДСТВА ФЛОКА:

1. Резка сырья
2. Окраска и обработка
3. Нанесение клеящего средства на основу.
4. Флокирование - процесс распределения флокового волокна на поверхности
(электростатическим методом).
5. Чистка - удаление лишнего волокна с поверхности.
6. Высушивание и укрепление клеящего средства.
7. Окончательная чистка (использование щетки или выколачивание).

 

Цвет флока является одной из ключевой характеристик.Флок бывает однотонным и цветным.

При покраске флоку придаются следующие характеристики:
1. Цветовое воздействие на органы зрения.
2.Светостойкость
3 .Цветостойкость
4.Стойкость к стирке
5.Стойкость к прочим внешним воздействиям.

Флок разного цвета в разной степени удовлетворяет вышеперечисленным требованиям.

 

Определённое свойство может быть намеренно улучшено. Но это ведёт, как правило, к повышению цены или к ухудшению других качеств. По этой причине изменять рецептуру покраски следует только в случае крайней необходимости, если этого непременно требуют условия эксплуатации готового изделия.
При покраске волокна молотый или резаный флок красят в барке, как обычный текстиль. Флок, окрашенный в волокне, как правило, обладает лучшей светостойкостью. Кроме того, чем темнее цвет флока, тем выше светостойкость. В тёмномфлоке содержится больше красителя.

С одной стороны он лучше защищает нижние слои от проникновения света, с другой - большее
количество частичек красителя дольше подвергается воздействию света. Производитель должен
помнить, что от партии к партии в однотонных тканях может существовать разпооттеночность,
что для флока является нормой.

 

ОБРАБОТКА Флока:


1. Сообщить флоку определённую электропроводность. Волокна должны заряжаться не только от высоковольтного электрода, но и других заряженных ворсинок. Только заряженныйфлок летит к заземлённой поверхности - основе, которую необходимо зафлокировать.

2. Обеспечивать создание диполя (т.е. заряженного поля) на ворсинке. Только с разделённым зарядом частички располагаются параллельно линиям электрического поля, т.е. перпендикулярно флокируемой поверхности.

3. Придать сыпучесть флоку - чтобы он не «комковался» в дозирующем устройстве и в системе подачи.

4. Обеспечивать смачиваемостьфлока клеем для повышения износостойкости.


ПРИМЕНЯЕМЫЕ ВИДЫ ВОЛОКНА:


Полиамид (нейлон, перлон), полиэстер, вискоза (искусственный шелк), хлопок.


Полиамидныйфлок обладает хорошей износостойкостью и не заминается при механическом воздействии.

 

Флок из полиамида выдерживает температуру до 150°С, не меняя своих размеров и свойств. Способом термического тиснения можно получить интересный рельефный эффект на поверхности флока. Температура тиснения полиамида составляет примерно 180°С.

Флок, произведенный на основе полиэстера впитывает меньше влаги. Поэтому подвергнуть волокно необходимой электростатической обработке несколько сложнее. Кроме того, покраска полиэстера дороже. Но эти недостатки могут быть компенсированы следующим преимуществом: полиэстер обладает лучшей светостойкостью УФ-излучения и неотфильтрованного солнечного света, чем полиамид.

 

ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРА ВОЛОКНА НА ПОВЕРХНОСТЬ ФЛОКА

 

На внешний вид флока влияет блеск, который может быть глянцевым, полуматовым, матовым и ультраматовым.

Если все ворсинки стоят строго перпендикулярно поверхности, при разном падении света или при рассмотрении под разным углом мы можем увидеть разный цвет или разную степень блеска.

Явление называется «шанжирование». Чем больше глянец флока, тем сильнее эффект шанжирования. Эффект шанжирования не всегда может быть на руку производителю. Например, глянцевый флок выявляет даже самый минимальный брак, в то время как матовый флок скрывает неровности. Матовый флок лучше заряжается благодаря реагентам, которые наносятся на ворс для получения матового эффекта.

 

Фактурность поверхности флока


Тактильные ощущения зависят от:
1. длины волокон
2. степени прямоты ворсинок
3. качества забивки ворса
4. вида обработки флока

Специфика ухода за флоковыми тканями исключает чистку любыми составами,  содержащими спирт, т.к. в этом случае растворяется клеевой состав, и частички ворса легко вытираются с ткани (флок «лысеет»). Многие самоклеящиеся основы, которые сейчас используют, очень стойкие к растворителям и поэтому благоприятны к химической чистке.

ПЕЧАТЬ РИСУНКА НА ФЛОКЕ

 

Существуют 2 способа нанесения рисунка на флокированное полотно - трансферная (сухая) и принтованная (мокрая) печать.

Ткань с трансферной печатью не рекомендуется стирать, разрешается только чистить пылесосом и протирать слегка влажной тряпкой. Мокрая печать дает более устойчивый результат: срок службы увеличивается, а внешний вид ткани сохраняется дольше (потому-то и стоит она немного дороже).

При мокрой печати получаются более богатые и насыщенные цвета и, соответственно, более интересные дизайны.

Для получения флока путем сухой печати используется бумага с печатным рисунком - дизайном.

В зависимости от состава ткани определенным образом подбирается краситель для оптимальной диффузии (распространения, рассеивания) в волокна ткани и интенсивности цветопередачи. Установка для термопечати называется "каландр". Каландр - устройство с горизонтальными валами (обычно расположенными один над другим), между которыми пропускают материал для нанесения рисунка или узора. Термопечать осуществляется под давлением и при нагреве рабочего цилиндра в регулируемом интервале температур от 150 до230°С.

Рабочие цилиндры имеют особую, запатентованную конструкцию, в результате чего обеспечивается равномерная (с отклонением не более 1°С) температура по всей поверхности цилиндра. Это, в свою очередь, гарантирует равномерность нагрева обрабатываемого полотна по всей его ширине, и как следствие, попадания в «цвет» при крашении ткани через любой промежуток времени.

Подготовленное для печати текстильное полотно белого или серого цвета вводится в контакте с термобумагой в каландр: под прессом они перемещаются к нагретому цилиндру.

Во время их прохождения и под воздействием температуры краситель переходит из твердого состояния в газообразное, минуя жидкое,- сублимирует с бумаги на ткань и диффундирует в ее волокна. При выходе из каландра печать закончена - флок готов к использованию в производстве мягкой мебели без дополнительной обработки.

Описанный выше способ крашения методом термопечати позволяет наносить рисунок на ткани шириной 140-160
см.

Для получения флока путем мокрой печати, ткань проходит поэтапно через все цилиндры - «барки», в которые заправлены цвета, используемые в рисунке (один цилиндр - один цвет). Количество цилиндров приравнивается количеству цветов, присутствующих в дизайне.

 

ТИСНЕНИЕ ФЛОКА

 

Готовая флоковая основа проходит дополнительный этап обработки для придания тиснения. Нанесение тиснения на флок происходит двумя способами: валиком или воздушным путем.


Валиком:
На валик предварительно наносится рисунок тиснения. Затем под воздействием высокой температуры происходит механическое прокатывание флоковой основы через валик, таким образом рисунок тиснения отражается на ткани.

В воздушном методе нанесения тиснения используется валик с множественными отверстиями. Через них подаётся горячий воздух. Отверстия расположены таким образом, чтобы создать заданный рисунок тиснения на флоке. Весь технологический процесс требует поддержания высокой температуры, при которой происходит запоминание рисунка флоковыми частичками.

Производство флока-на-флоке состоит из следующих этапов:

1. Получение гладкой флоковой основы.
2. На готовый флок наносится клей по форме будущего рисунка.
3. Флокирование второго уровня под электростатическим полем, который формирует
окончательный рисунок.